Как написать диссертацию

Содержание:

В получении ученой степени важную роль играет то, насколько правильно и грамотно написан текст вашей диссертации. Общеизвестно, что написать диссертацию очень непросто. Диссертация – это серьезный аналитический труд, который требует от искателей немало сил и времени. Чаще всего эта работа носит обобщающий характер, она является подведением итогов вашей научной деятельности и включает полное исследование объекта посредством различных методик и теорий. Будущему автору необходимо выбрать важную научную тему и постараться рассмотреть ее по-новому.

Начиная работу над написанием диссертации, не стоит сразу же браться за ее начало-введение. Введение в диссертации - самая ответственная часть текста, где должны отразиться все достоинства работы, элементы новизны, которые выносятся на защиту. Основная часть труда должна составить не меньше 70% его полного объема. Она разделяется на главы и параграфы, согласно логической структуре изложения.В кандидатской диссертации глав может быть 2 или 3, в докторской - 4 или более. Каждая из глав должна состоять, как минимум, из 2 параграфов. Желательно, чтобы главы (и соответственно параграфы) были примерно одинаковы по объему.

Научная диссертация - занятие весьма трудоемкое и отнимает много времени. Написание научной работы потребует от человека регулярного и кропотливого труда, а значит – существенных затрат времени. Написание диссертации целесообразно доверить профессионалам, которые точно знают, как и где найти необходимые источники информации, обработают полученный объем данных и помогут вам глубоко и по-новому раскрыть тему исследования.

Практические рекомендации по написанию кандидатской диссертации

Для того чтобы написать качественную и правильную диссертацию, нужно придерживаться следующих рекомендаций практического характера.

  1. Написание диссертации подразумевает четкое формулирование схемы работы, что станет подготовкой к основному процессу создания научного труда.
  2. Автору изначально нужно определить для себя основные цели и задачи, которые будут проведены при исследовательской деятельности.
  3. Требуется четко выявить основные возможности решения проблем, которые появятся в процессе написания диссертации у автора научного труда.
  4. Нужно составить план и сформулировать все главные вопросы для написания кандидатской, только потом возможно записать главную идею научного труда в одном предложение («Message» письмо к читателю). Предложение должно состоять из 20 – 25 слов.
  5. Перед написанием кандидатской, автор должен определить для себя «что он хочет сказать своей работой?».
  6. Написание диссертации в дальнейшем должно быть сфокусировано возле основной цели научного труда, которая была определена автором на этапе планирования научной деятельности.
  7. Раздел «Материалы и методы исследования» следует писать максимально грамотно и кратко. В разделе нужно указать только главные моменты, которые описывают проведенные автором исследования.
  8. Главные проблемы и вопросы научного труда следует сформулировать до проведения основных исследований. Нужно понять, какие действия потребуется выполнить для получения ответов на вопросы диссертации.
  9. Автору необходимо выявить главные основания и результаты научного труда.
диссертация как писать

Структура кандидатской диссертации

Кандидатская диссертация (в виде рукописи) обычно имеет следующую структуру:

  • 1-ая страница это конечно титульный лист;
  • далее идет оглавление и содержание;
  • если есть, то обязательно надо указать список сокращений, которые Вы использовали;
  • введение;
  • 4-5 глав;
  • заключение (может отсутствовать, но лучше его написать);
  • выводы;
  • практические рекомендации (в диссертациях по педагогике и психологии);
  • список литературы;
  • приложения (обязательно);

  1. Введение (2-7 страничек). Вы должны объяснить свой выбор темы исследования, отразить ее своевременность, показать научное новшество, теоретическое и практическое значения работы.
  2. Первая глава (21-42 станицы) представляет собой обзор и анализ литературных источников по теме исследования ( если писали не сами, советуем изучить эту литературу подробно). Лучше всего изучить, в каком состоянии на данный момент находится избранное Вами направление, что уже сделано другими, что по Вашему вопросу еще непонятно и поэтому требует тщательного рассмотрения. Если Ваша тема диссертации затрагивает несколько проблем, то лучше, если глава имеет параграфы (они нумеруются так 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.). Логичным заключением главы первой главы будет оформление цели, задач исследования, гипотезы (что предполагаете получить в результате исследования) и основных положений, выносимых на защиту.
  3. Вторая глава (9-11 страниц) обычно содержит описание методики работы. Необходимо подробно изложить эксперимент, описать методику, используемую аппаратуру, подробно описать испытуемых. Когда кандидат наук будет читать вторую главу, у него не должно возникать вопросов, откуда Вы взяли свои данные. Любой прочитавший эту главу должен понять, как провести такие же исследования.
  4. Третья глава (61-91 страница). В ней рассказывается о результатах исследования. Обычно расписывают полученные данные в таблицах, иллюстрации результатов, а так же ваши пояснения по своим данным. Эта глава самая большая и лучше всего разбить ее на параграфы. Если Ваше исследование очень большое и содержит множество информации, без которой диссертация будет неполноценной, лучше добавить еще одну главу (и тогда их будет пять, а не четыре).
  5. В главе четыре (21-31 страница) рассказывается о полученных результатах, сравниваются Ваши данные и данные предыдущих авторов по той же тематике.
  6. Обычно выводов столько же, сколько и задач, но бывает так, что на одну задачу выходит по два вывода. Старайтесь, чтобы выводы соответствовали задачам.
  7. Список используемой литературы пишется по ГОСТу, действующему в данный момент. Сначала пишутся отечественные источники, потом иностранные, все пишется по алфавиту. В принципе, кандидатская диссертация – это научная статья, только более широкого спектра.
  8. Приложение обычно заполняется данными, не вошедшими в основу. Так же в него входят авторские свидетельства, акты внедрения и тому подобное. Если данных много, то лучше приложение поделить на несколько, присвоить номера каждому приложению.
  9. По стандартам, кандидатская диссертация написанна должна быть объем от 120 до 150 страниц.

Стилистика диссертационной работы

Сегодня у ученых своя стилистика общения между собой как в устной, так и в письменной форме. Но не стоит полагать, что у ученых существует строгий свод правил общения, просто некоторое общение укрепилось традициями.

  1. Лучший пример особенности языка можно рассмотреть в научных изысканиях, где он находит свое явное выражение, которое состоит из рассуждений и исходя из них доказательств, обнаруженных в результате проделанной работы.
  2. Стиль написания диссертационной работы должен соответствовать пункту № 1 и отображать в ней целенаправленность без эмоционального языкового элемента.
  3. Диссертация должна быть написана как научно-технический текст, должны быть объяснения всех наблюдений и экспериментов, сведения и факты, а это подразумевает знание терминологии.
  4. Именно знание терминологии дает нам возможность дать краткий развернутый ответ и объяснения.
  5. Научная речь – это знание терминологии и краткость. Если в диссертации писать, опираясь на эти два качества, не добавляя в нее ненужные данные, размусоливание бесполезной информации, не несущей в себе никакой смысловой нагрузки, то Вашей диссертации не будет цены.

Обзор литературы для диссертации

Работа с научной литературой - это основная часть подготовительного этапа работы над диссертацией. На сегодняшний день существует большое разнообразие в литературных источниках и тематических разделах. Правильный метод последовательного ознакомления с источниками поможет оперативно и свободно ориентироваться в литературе по выбранной Вами теме.

Изучение научно литературы - это серьезная работа, требующая не только времени, но и внимания. Поэтому статью или книгу лучше всего читать с карандашом в руках, делая выписки. А если имеется собственный экземпляр периодического издания или книги, то можно делать пометки на полях - это существенно облегчить в дальнейшем поиск необходимых материалов. Рекомендации по изучению и отбору материала:

  1. Не весь выбранный материал Вы будете использовать в работе, поэтому необходим тщательный отбор и оценка.
  2. При отборе фактов надо быть научно обоснованным. НЕЛЬЗЯ отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение в Вашей работе.
  3. Достоверность научного факта зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характеристики их информации. Не пользуйтесь журналами и книгами, которые излагают сомнительные трактовки Вашего предмета исследования.

Отобранный материал тщательно регистрируется. Формы его регистрации довольно разнообразны. Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п.

Информация, полученная из источников, может использоваться в тексте диссертации прямо или косвенно. Косвенно - либо внутри Вашего авторского текста в органически переработанном виде, либо в виде косвенных цитат, т.е. расширенного пересказа в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек.

Если в тексте используются прямые цитаты, их следует обязательно брать в кавычки и давать ссылку. Цитаты позволяют с максимальной точностью передать авторскую мысль с целью ее дальнейшего использования для обоснования своих доводов или для полемики с автором. Цитаты привлекают и для иллюстрации собственных суждений. Однако соискатель должен тщательно следить за правильностью цитирования. Неполная, неправильная, умышленно искаженная и подогнанная под цели диссертанта цитата вовсе не украшает его работу и коверкает смысл цитируемого произведения.

Правила составления резюме диссертации

Резюме – это значительно сокращенный вариант статьи, включающий в себя основополагающие ее аспекты:

  • сфера, в которой проводятся подробные исследования;
  • обзор (Review) важнейших материалов исследования, их научной новизны;
  • совокупность итогов, представленных в краткой форме, а также гипотеза научного характера.

Описание способов и инструментов проведения исследования и краткий обзор литературных источников – в этом разделе не приводятся. Подобный раздел обязательно должен быть простым в понимании и чтении, иметь небольшой  и оптимальный объем,  а также обязан опираться на важнейшие аспекты статьи. На сегодняшний день, большинство авторов создают резюме к собственным научным статьям и работам, учитывая специальные требования для авторов, согласно редакции журнала (Guidelines for Authors).

Перед тем, как приступить к работе над написанием диссертации, необходимо учесть и внимательно проанализировать тот факт, что подобные резюме представляют собой если не единственный, то, по крайней мере, самый главный источник, с помощью которого зарубежные ученые могут ознакомиться с кратким содержанием статьи и результатами научного исследования.  Лишь предварительно ознакомившись с резюме, иностранные ученые имеют возможность справедливо оценить качество диссертации, уровень подготовки специалиста, а также произвести открытие дискуссии с автором статьи.

Резюме не может считаться правильно оформленным, если в нем отсутствуют следующие основные моменты: тема диссертации, предмет, цель исследования, методология и инструменты проведения исследования.

Итоги проведенного исследования должны быть максимально  четко сформулированны. Вся совокупность итогов должна представлять собой результаты теоретических и экспериментальных исследований, закономерности, выявленные связи и полученные данные. Чаще всего, в итогах описываются новые результаты, оспаривающие предыдущие результаты исследований. 

Порядок написания выводов для диссертации

Выводы (Coclusions) представляют собой важнейшую составляющую всей научной работы. Выводы не должны быть оформлены в виде краткого описания каждого раздела. Они должны составляться как обобщение каждого проведенного исследования.

Каковы главные выводы вашей диссертации? Какими будут ваши собственные рекомендации по улучшению структуры управления, улучшения сегодняшних методов и технологий исследований?

Полезный совет по написанию диссертации на 2018 год

Объем кандидатской диссертации

Объем кандидатской диссертации по гуманитарным наукам, без учета приложений и списка литературы, не должен превышать 120-150 страниц, по техническим – принимаются работы с меньшим количеством текста. Содержательной частью считаются введение, главы и заключение.

Объем текста в введении при этом, как и в заключении, рекомендуется уложить в 10 страниц. Главы кандидатской диссертации должны быть примерно одинаковыми по размеру, содержать выводы и итоговые мысли автора по конкретной части работы. Если какой-либо из блоков выделяется по объему, лучше сразу привести его к общему рекомендуемому виду. Оглавление, приложения, список литературы и условных обозначений не регламентируются по количеству текста. Работа должна начинаться с титульного листа.

Как правило, шрифт работы выбирается Times New Roman, кегль – 14, интервал – полуторный. Однако во избежание потери времени и сил, лучше сразу ознакомиться с требованиями к оформлению вашей конкретно квалификационной работы. Бывают случаи, когда стандарты меняются вузом по внутренним причинам. Непосредственно объем кандидатской диссертации и рекомендации по ее структуре не изменяют.

Важно помнить, что соискание на должность кандидата наук подразумевает обстоятельный подход к написанию квалификационной научной работы, лаконичность и отсутствие «воды» в формулируемых мыслях, четкое понимание ценности и актуальности своего труда. Проявите уважение к оппонентам и членам комиссии – не «раздувайте» текст на 200 страниц и более, уберите лишние сложные формулировки и оставьте только конкретику. Не допускается использование в научной работе неформальной и разговорной лексики. Внимательно отнеситесь к возможным грамматическим ошибкам, перед сдачей на проверку перепроверьте текст несколько раз на опечатки.

Если следовать определенным правилам написания подобного труда, то вам будет несложно излагать и организовывать сам процесс написания.

Нужна помощь в написании научной работы?
Узнайте стоимость