Рецензия на магистерскую диссертацию: что нужно знать о подготовке отзыва

Сама по себе рецензия на магистерскую работу – это отзыв, написанный в весьма свободной форме, строгих правил на этот счёт не существует. Однако мы рассмотрим пункты, которые желательно раскрыть при оценке магистерской диссертации.

Главная задача рецензента – дать независимую оценку представленной магистерской диссертации. Поэтому помимо общих сведений об авторе квалификационной работы, рецензенте и структуре обозреваемой диссертации, необходимо проанализировать непосредственно содержание научного труда.

  • Итак, рецензия на магистерскую диссертацию включает в себя:
  • 1. Анализ соответствия оформления работы стандартам, предписанным ГОСТом, и качества представленного текста.
  • 2. Резюме относительно умения автора обосновать актуальность и новизну научного исследования.
  • 3. Описание основной гипотезы (или нескольких), выдвинутой автором к доказательству, и фактический уровень реализации выбранной методологии.
  • 4. Оценку деятельности кандидата на соискание научной степени, уровень его профессиональной и научной зрелости.
  • 5. Основные преимущества и недостатки представленной работы.

Рецензия на магистерскую диссертацию представляется двумя сторонами: научным руководителем и независимым экспертом в изучаемой области. Специалист, составляющий отзыв о квалификационной работе, должен обладать научной степенью. Предпочтение отдаётся учёным, работающим в других учебных заведениях. Кандидат на соискание научной степени не может выбирать рецензента, но узнать о его кандидатуре можно в диссертационном совете не позднее, чем за месяц до защиты.

рецензия на магистерскую диссертацию

Отзыв независимого эксперта, имеющего достаточный опыта и знания в изучаемой кандидатом сфере науки, - весомый аргумент для членов диссертационного совета при выставлении итоговой оценки за магистерскую диссертацию. Нередки случаи, когда рецензия становится решающим фактором в вопросе соответствия кандидата искомой научной степени. При этом логично, что мнение и характеристика научного руководителя считаются менее объективными, так как он представляет заинтересованную сторону.

Однако, бояться оппонента не стоит, лучше потратить это время на совершенствование своей научной работы, чтобы вашему старшему коллеге оставалось только положительно оценить проведённое исследование и поставить, конечно же, высший балл!

Пример магистерской рецензии

на магистерскую диссертацию студента кафедры ФН1-КФ

КФ МГТУ им. Н. Э. Баумана

Арсентьева Никиты Константиновича

на тему «Исследование и анализ подсистемы контроля знаний в автоматизированных обучающих системах»,

по направлению 230100.68 — Информатика и вычислительная техника

магистерской программы «Интеллектуальные системы»

Магистерская диссертация выполнена в объеме:

Расчётно-пояснительная записка на 119 страницах формата А4.

Графические работы на 10 листах формата A1.

Создание универсальной унифицированной обучающей системы для средней и высшей школы — задача, стоящая перед современной системой образования. Развитие информационных технологий и появление новых требований к методике преподавания и качеству образования ставит задачу внедрения автоматизированных обучающих систем нового типа. Обучающие системы, внедряемые сегодня, не имеют общего, унифицированного начала и используются только в конкретных предметных областях. В связи с этим система нового типа должна иметь, с одной стороны, универсальную типизированную структуру, а с другой — высокую совместимость с разными предметными областями.

Первая глава диссертации раскрывает исторические аспекты развития таких систем, описывает классификацию, а также приводит анализ недостатков. Основное внимание главы сконцентрировано вокруг нескольких вещей: требования к подобным системам, инструментальные оболочки АОС, тенденции их развития.

Вторая глава приводит основные принципы, на которых строятся автоматизированные обучающие системы. В центре внимания главы находится ряд ключевых вопросов, а именно: логическая структура автоматизированной обучающей системы, контроль знаний, модель обучаемого. Все аспекты рассмотрены тщательно и подробно, приводится анализ параметров проведения контроля знаний и требований к описанию моделей предметной области.

Ключевая тема третей главы — анализ подсистемы контроля знаний, а именно: особенности работы и характеристики таких подсистем. Автор подробно останавливается на вопросе разработки теоретических методов анализа ответа учащегося. Описаны методы, призванные определять правильность выбранных ответов, приводятся типы подобных ответов и анализ различных форм их представления в автоматизированных системах.

Следует особо отметить проведенное автором исследование по снижению вероятности случайного ввода верного ответа — значительный объем главы посвящен работе по моделированию ситуаций, в которых правильный ответ оказывается введенным учащимся случайно. Приводится анализ таких ситуаций, вероятность их возникновения, предлагаются меры, призванные снизить такие вероятности.

Четвертая глава приводит рекомендации по реализации автоматизированных систем обучения. В центре внимания — типовые формы вопросов и ответов, язык описания тестов, меры по ускорению процесса подачи и обработки материалов тестирования.

Одним из главных преимуществ работы является всестороннее и полное изложение теоретических аспектов реализации автоматизированной системы обучения и подсистемы контроля знаний. Особого упоминания заслуживает глубокое изучение мер по снижению вероятности случайного ввода правильного ответа. Достоинство работы в сугубо научном, математическом подходе к обоснованию использования определенных типов вопросов.

Недостатки работы — в поверхностном анализе моделей обучаемого и предметной области.

Магистерская диссертация заслуживает оценки «отлично». В целом следует отметить высокий научно-технический уровень выполнения работы с соблюдением стандартов.

Рецензент магистерской работы: д. т. н., профессор кафедры ФН5-КФ____________ Жданов С.М.

Нужна помощь в написании научной работы?
Узнайте стоимость